Устройство железнодорожных и трамвайных путей
Качественное строительство железнодорожных и трамвайных путей предполагает использование большого количества рабочей силы.
Всем хорошо известно, что правильность установки рельс имеет принципиальное значение в вопросе безопасности. Они получают серьёзные нагрузки, ведь вес вагонов превышает пятнадцать тонн. При этом изделие должно быть устойчивым к стиранию и достаточно гибким, чтобы загибать их в местах поворотов.
Почти всегда их делают на специальном оборудовании — рельсопрокатных станках. Однако в некоторых случаях используются литые рельсы. Такие делают в местах, где занимаются изготовлением стрелок.
Первое и главное отличие железнодорожных рельсов от трамвайных в том, что у них не предусмотрен специальный жёлоб. Он нужен, чтобы зафиксировать колёса трамвая, в которых есть специальный выступ или реборда. Так вагон может вписываться в опасные повороты, то есть проходить по кривым куда меньшего радиуса, чем поезд.
Чтобы железнодорожные рельсы были пригодны для укладки в местности с неровным рельефом, применяют специальный контр-рельс. Их ставят за три метра до начала проблемного участка. В противном случае железнодорожные рельсы должны переходить в трамвайные.
При этом трамвайные рельсы могут различаться по высоте и весу. По словам специалистов, раньше использовались не такие высокие рельсы, как сейчас. Правда, иногда строительство трамвайных путей предполагает использование старых рельсов, однако делается это на сравнительно безопасных участках маршрута — там, где нет резких поворотов.
Технология укладки железнодорожных рельс — это по большому счёту просто фиксация их в бетонных плитах. Крепят их с помощью резинового уплотнителя. При этом верхняя часть выполняет функции дорожного покрытия. Специалисты говорят о том, что такая технология увеличивает срок службы полотна, да и в плане ремонта намного удобнее.
Есть документы, в которых прописано, в каких случаях нужно укладывать какие рельсы. Железнодорожные должны использоваться при так называемом «обособленном» полотне. Также их должны устанавливать во всех тоннелях, где проходит скоростной трамвай. Рельсы с желобами предписано укладывать только там, где полотно можно назвать совмещённым, то есть на улицах городов, где через них будут ездить машины. На самом же деле, железнодорожные рельсы нередко можно увидеть и на совмещенном полотне.
Трамвайные рельсы соединяют с помощью сварки, а также накладками и болтами с резьбой. Для электрического соединения дополнительно используют приваренные или припаянные проводники. Когда они идут параллельно — специальными стержнями, сохраняющими постоянное расстояние между рельсами.